В Госдуме на заседании Комитета по энергетике недавно обсуждался вопрос о развитии топливно-энергетического комплекса в современных условиях. Сегодня надо менять энергетическую стратегию.
Нашим конкурентным преимуществом должны быть более низкие внутренние цены на энергетические ресурсы. Надо проводить самостоятельную политику ценообразования, чтобы с помощью низких тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы сделать машиностроение, легкую, пищевую и химическую промышленность конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке. А мы до сих пор даже в условиях санкций следуем рекомендациям МВФ по поводу валютной политики, которая на протяжении трёх десятков лет ведёт к девальвации рубля и росту цен. Эти рекомендации не учитывают также наши климатические особенности и большие расстояния.
Много лет подряд растут тарифы на электроэнергию, газ, перевозки пассажиров, растут цены на бензин. За тарифами растут сметы на строительство и реконструкцию предприятий, увеличиваются и розничные цены. У нас тарифы на электроэнергию уже близки к американским тарифам, причем, их рост в наибольшей степени стал происходить, когда расчленили единую энергетическую систему.
Лакомые кусочки – генерирующие компании, отдали частникам, своим и иностранным. А вот электрические сети, которые опоясывают всю нашу страну (это более 160 тысяч километров), должны ремонтироваться и обновляться за счет бюджета. Эти новые собственники и сегодня назначают себе многомиллионные оклады и медленно обновляют оборудование. К тому же развелось очень много посредников – «прилипал». Так вместе с компанией Россети работает более трёх тысяч частных территориальных сетевых компаний. Они взвинчивают тарифы, фактически это короеды, которые расплодились и в энергетике, и в торговле, и в других отраслях экономики.
И кто здесь проигрывает? – Население и бюджет, а выигрывают немногочисленные частные собственники. При нашем климате и наших расстояниях с «помощью» вот таких высоких тарифов мы не сможем обеспечить конкурентоспособность наших товаров.
Контрольным органам давно пора серьёзно заняться структурой этих тарифов, их формированием, надо научить наших «эффективных» собственников управлять издержками, а не повышать тарифы. Социальной ответственности здесь никакой. Надо научиться признавать ошибки. Вернуться надо к единому управлению энергосистемой страны и к быстрому развитию своего энергомашиностроения. Иначе можем прийти к необходимости сокращения расходов на оборону, а это сегодня крайне опасно.
Многие считают, что необходимо вводить как можно больше дополнительных мощностей в топливно- энергетическом комплексе. Но капиталоёмкость здесь гораздо больше, чем в машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Инвестиции прежде всего надо туда направлять для перехода на энергоэкономные технологии, а не только в саму энергетику.
Программа развития электроэнергетики предусматривает, между тем, масштабное увеличение инвестиций. Государственные инвестиции – для ядерной энергетики и развития электрических сетей. Государственно-частные инвестиции — для гидроэнергетики. Частные инвестиции — для тепловых станций. Но тепловые станции у нас вырабатывают 60 % всей электроэнергии (20 – атомные и 20 – гидростанции). То есть более 60 % электроэнергии производят частные компании с иностранным участием. Значит, правительство зависит не только от конъюнктуры мирового рынка, но и от частных «командиров» тепло – и гидростанций. Без серьезного государственного сектора — власть в стране может стать марионеткой крупного бизнеса. Его представители лоббируют те законы, которые выгодны им, а не населению и государству. Вот где корень коррупции.
В мировой экономике погоду делают крупные транснациональные компании, а мелкие они подчиняют или поглощают. Поэтому надо будет придерживать приватизаторов, которые уже расчленили единую энергетическую сеть страны, теперь хотят и далее получить в руки лакомые кусочки государственной собственности. Мы же знаем, что опыт быстрой приватизации в авиастроении, судостроении показал, что эти отрасли были почти уничтожены. Государству понадобилось создавать госкорпорации, вкладывать серьезные средства, чтобы как-то возрождать эти высокотехнологичные сектора экономики.
Уверен, что через два-три года надо будет опять объединять энергетические предприятия и организации в единый холдинг с государственным контролем. Когда иностранцы входят в советы директоров компаний, они лоббируют закупки иностранной техники. Вот и сейчас в электроэнергетике электрооборудование, турбины, электродвигатели от разных производителей, из разных стран мира. Уже получили зоопарк машин и оборудования, технологически не состыкованный. Плюс сотни посредников, плюс импортные запчасти. И где их сегодня закупать? Новые затраты, которые входят в тарифы на электроэнергию, оказываются больше, чем экономия от якобы конкуренции новых собственников в этой стратегической отрасли экономики, которая напрямую определяет жизнеспособность страны.
Вместо экспорта нефти и угля лучше экспортировать электроэнергию, быстрее развивать атомную электроэнергетику. У нас она дает уже более 20 % общей выработки, а у Франции – 80 %. Больше надо заключать контрактов на строительство атомных АЭС в других странах. Там мы их вовлечем в свою орбиту влияния. Мир станет безопаснее.
М.Н.Сидоров.
Фото: news.allpetro.ru