«Было тяжело, но там мы были счастливы»: 50 лет Байкало-Амурской магистрали

В этом году Россия по Указу Президента РФ отмечает полувековой юбилей с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Её возведение называли стройкой века, в которой в общей сложности участвовали около 2 млн человек, в том числе и жители Кубани

Один из них – ветеран ЛДПР, ветеран труда, профессиональный строитель и один из старейших и активнейших членов Краснодарского регионального отделения ЛДПР – Григорьев Роберт Васильевич. На днях Роберт Григорьев дал интервью газете «Краснодарские известия», где рассказал о том, как тысячи кубанцев - профессиональных строителей, добровольцев, прежде всего молодых людей, отправились по призыву руководства страны и зову сердца на «великую стройку»:

«Ровно полвека назад Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а 27 апреля 1974 года туда отправился первый стройотряд.

Тонкий костюмчик и легкий рюкзачок со сменой белья наперевес, а вокруг… сугробы по пояс и метель. Этот день 1 мая мой собеседник Роберт Григорьев запомнил на всю жизнь. Тогда, как он сам замечает, молодой и красивый будущий строитель БАМа сошел с поезда в небольшом поселке Тында, затерянном среди тайги и оленьих троп…

«Уезжал по-английски, оставил жене записку, мол, уехал на БАМ»

«В Тынде почти нет весны и осени. «Три месяца холодно, а девять месяцев — очень холодно», — так говорят местные.

О чем я думал, когда отправился в Амурскую область, не захватив теплых вещей? Да я представить не мог, что весна не везде приходит по расписанию. Пришлось привыкать и к суровому климату, и к непростым условиям труда. Помню, первое время ложишься спать на один матрас, а другим матрасом укрываешься, чтобы не околеть. Воду привозили, из реки пить запрещали, потому что в ней — вся таблица Менделеева, включая такие химические элементы, как радий. Вода стояла в бочках на улице, утром выходишь — она замерзла, надо брать колун, чтобы отколотить лед, а потом разморозить»,

— вспоминает Роберт Васильевич.

Наш герой до поездки на стройку века жил в Чебоксарах. К тому времени он получил высшее образование по специальности «инженер-механик» и просторную квартиру, женился, подрастала дочка.

«А родился я в 1939 году в многодетной семье. Отец занимал должность директора школы, мама — учительница начальных классов. Начать работать мне пришлось рано, ведь глава семьи погиб на фронте, а маме одной тяжело было нас поднимать. Но про учебу я никогда не забывал. Между рабочими буднями сначала окончил 9 классов, потом вечернюю школу и, наконец, университет. К началу строительства БАМа имел уже достаточно солидный опыт в профессии. Когда на работе мне предложили отправиться на Дальний Восток, сначала отказался — жена не приняла бы такой поворот. Но когда снова спустя два года прозвучало предложение, согласился. Тогда начальство объяснило, что там не хватает специалистов с образованием, поэтому строительство идет со скрипом. Уезжал по-английски, оставил жене только записку, мол, уехал на БАМ», — рассказывает Роберт Васильевич.

Супруге хватило пару месяцев на раздумья. Оставив привычную жизнь, она отправилась к мужу.

От оленьих троп до столицы магистрали

«Что тогда представляла из себя Тында — будущий город и столица БАМа? Маленький рабочий поселок с несколькими деревянными домами».

Название населенному пункту дала река, по дальневосточным меркам, в общем-то, заурядная: солидная ширина (более 100 м) не скрывает мизерной глубины — даже лодки тут годятся только плоскодонные. Впрочем, зауряднее самой реки — ее название, означающее приблизительно «олений выпас» (место, где освобождают от упряжи) — в одной только Амурской области не менее трех Тынд.

Приамурье вошло в состав России в 1858 году, а в 1865-м в верховьях амурских притоков нашли золото. Понемногу переселенцы и старатели забирались все дальше на север, все глубже в мрачную тайгу. В 1907 году группа старообрядцев подала заявку в переселенческую контору и получила по ней Тындинский участок. Но первый дом здесь появился только летом 1918-го, поселок стал перевалочным пунктом золотодобытчиков.

Поселение обрело вторую жизнь в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которую строили заключенные БАМлага. Уже 1 ноября того же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз.

В наши дни у моста, который реконструировали в 2021 году, стоит камень со скромной надписью «1907-2007. От оленьих троп до столицы БАМа». Сегодня Тында на фоне окружающей тайги кажется мегаполисом: с ее 16-этажками и дворцами культуры. Правда, население с каждым годом здесь убавляется.

Сначала люди, потом — дорога

Чтобы железная дорога могла полноценно функционировать, нужны люди, которые станут ее обслуживать. Чтобы захотелось жить среди леса, должны были появиться комфортные населенные пункты с современными домами, детскими садами, школами. А также объектами соцкультбыта: магазинами, парикмахерскими, банями, столовыми, кафе. И таким строительством тоже занимались бамовцы.

Но начинать требовалось с обустройства локомотивных депо, компрессорных станций, котельных, водозаборов и всей сопутствующей железной дороге инфраструктуры. Этим в том числе занимались бригады Роберта Григорьева.

«Моей задачей были монтажные и инженерные работы. По приезде на БАМ меня назначили замначальника ПТО, затем — старшим прорабом», — рассказывает Роберт Григорьев.

За три года бригады Роберта Григорьева один за другим обустраивали поселки вдоль магистрали: Тында, Магот, Нагорный, Золотинка, Нерюнгри, Беркакит…

По словам бамовца, несмотря ни на что, работу необходимо было сдавать в срок, прикладывая все силы. Выполнение плана тогда соблюдали очень строго. Можно было не просто премии лишиться, а заработать реальный тюремный срок.

Укроп-лук там не росли, но на прилавках лежали экзотические фрукты

Жена не выдержала такой жизни. Прожив несколько лет в непростых бытовых условиях, супруга с дочкой вернулась домой:

«И я ее понимаю. Поначалу приходилось жить в вагончике, а когда работал на трассе — в палатках. Если уезжал на очередной объект, супруга оставалась на хозяйстве одна. Каждый день топила печку, носила воду. Все удобства — на улице. И это в минус 50 градусов! Не говоря уже о том, что ни парикмахерских, ни уж тем более кафе там еще не было. К тому же в этих суровых условиях невозможно вырастить даже лук с укропом. И купить нельзя. Хотя со снабжением на БАМе дела обстояли прекрасно, на прилавках лежали самые экзотические фрукты и морепродукты».

По словам бамовца, несмотря ни на что, работу необходимо было сдавать в срок, прикладывая все силы. Выполнение плана тогда соблюдали очень строго. Можно было не просто премии лишиться, а заработать реальный тюремный срок.

«Помню, как-то накануне Нового года мы никак не могли сдать в эксплуатацию скважину, которая предназначалась для обеспечения города водой. А скважины из-за вечной мерзлоты бурили глубиной в 200 метров. И никакой праздник не мог повлиять на ситуацию. Пока не сделаешь дело, на отдых не пойдешь».

Всего Роберт Васильевич отработал на БАМе около 15 лет: мастером, прорабом, главным механиком. Возвращался уже не в Чебоксары, а на родину своей второй жены, с которой встретился на стройке, — в Краснодар. В столице Кубани мой собеседник трудился до 75 лет.

«Там, на БАМе, много у меня осталось друзей-товарищей. Этот период жизни в моем сердце навсегда», — сказал мне на прощание Роберт Васильевич».

Стоит напомнить, что Байкало-Амурская магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира. Она проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Строительство велось в сложных климатических, геологических условиях. Почти 1,5 тыс. км проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.

Источник: https://ki-news.ru/article/bylo-tyazhelo-no-tam-my-byli-schastlivy-50-let-bajkalo-amurskoj-magistrali/

@smilemakc © 2020